Вокруг велосипеда всегда бывает много споров. Какой велосипед выбрать? Какой велосипед лучше? Какой велосипед катит, а какой нет? Какая вилка работает лучше, а какая надежней? Какие выбрать колеса 29″ или 26″?
Вопросов много, но самый больной, и в прямом и в переносном смысле этого слова — вопрос выбора велосипедного седла. Одни седла слишком жесткие, другие слишком мягкие, какие-то натирают, а на других через 30 километров кросс-кантрийной покатушки начинает болеть пятая точка, так, что не находишь себе места на седле, и так передвинешься и этак, но все равно больше ни о чем не можешь и думать, но говоря уже о получении удовольствия от катания.

Какое седло выбрать на велосипед?
Начну с предыстории седельных проблем. Обычно при покупке первого велосипеда, вопрос выбора седла не стоит. Седло за вас уже выбрал производитель велосипеда. Выбирая первый велосипед в основном смотрят на цену, количество скоростей и дисковые тормоза, потому что разобраться во всем остальном и не получается, да и не нужно по большому счету.
Новоиспеченный велосипедист начинает кататься на своем новом велосипеде, сначала по двору, потом по району, по паркам и велодорожкам. После получаса катания на обычно довольно мягком седле не ощущается никаких неприятных последствий. Но на следующий день при попытке сесть на велосипед зачастую ощущается боль в седалищных косточках, которая быстро проходит. С каждой покатушкой болит все меньше и меньше, это как говорится зад притерся к седлу. Казалось бы теперь можно ездить сколько угодно и все будет хорошо. Теперь велосипедист считает, что он готов к серьезным поездкам, километров так под 50. Он находит себе компанию из более опытных велосипедистов, благо сейчас много сайтов, где люди планируют покатушки и берут с собой практически всех желающих (иногда бывает с некоторыми исключениями, например требуют держать среднюю скорость 30 км/ч или иметь велосипед от 2000$).
Покатушка начинается, вроде все нормально, зад седла не ощущает, ехать можно. И вдруг после 20-30 километров становится как-то некомфортно сидеть, хочется ехать стоя, но это достаточно тяжело, и все равно приходится сесть на седло, но сидеть уже больновато, можно немного сесть поближе к рулю или подальше, или сместиться вбок. Это чуть чуть помогает, но настает тот момент, когда как не крутись, но сидеть невыносимо и поездка не приносит никакого удовольствия. Причина в том, что слишком мягкое и приятное на ощупь седло, а возможно еще и неправильно настроенное под велосипедиста натерло пятую точку.
Бывает и другая проблема, во время поездки зад начинает неметь. Онемение происходит из-за того, что опять же слишком мягкое седло или седло неподходящей формы давит куда не надо и перекрывает кровоток. Некоторые скажут, что и хорошо, зад онемел и ничего не чувствует, но это не так, мягкие ткани недополучающие кислород начинают болеть, и чем дальше тем сильнее.
Третья проблема, которую может вызвать неправильно подобранное или настроенное седло — оно натирает внутреннюю поверхность бедер. Это может происходить, когда передняя часть седла слишком широкая.
Какое же седло выбрать?

Большинство любителей велосипеда устраивает то седло, которое изначально установлено на велосипед производителем. Компании создающие велосипеды знают какие седла устанавливать на ту или иную модель. Женские велосипеды комплектуются женскими седлами, которые несколько шире мужских. На туристические и прогулочные устанавливаются седла помягче, создающие определенный комфорт.
На спортивные модели велосипедов ставятся спортивные седла, более узкие, жесткие, легкие. На дорогие модели велосипедов ставятся дорогие модели седел стоимостью от 200$ до 300$, или еще дороже. И это правильно, для каждого стиля катания есть свой велосипед, соответственно и седло так же должно соответствовать выбранному стилю езды. Не очень хорошо ехать в долгий поход на жестком спортивном седле, так же как ставить рекорды скорости на шоссе или пересеченной местности сидя как на диване на широком гелиевом седле.
Если вы человек разносторонний и любите кататься в разных стилях, то было бы просто замечательно иметь отдельный велосипед на каждый случай жизни, соответственно каждый с правильно подобранным седлом. Но, думаю, что у 95% велосипедистов такой возможности нет, значит нужно иметь более менее универсальный велосипед и универсальное седло, а лучше несколько. Седло вещь не слишком дорогая и при хранении много места не занимает.
Если вы собираетесь серьезно подойти к выбору велосипедного седла, для начала нужно определить некоторые параметры своего организма, такие как расстояние между седалищными костями и угол на который может согнуться вперед ваш позвоночник. Расстояние между седалищными костями проще всего определить методом двух табуреток. Для этого нужно поставить на пол две табуретки ножками кверху и сдвинуть их так, чтобы можно было сесть на две ножки точно седалищными буграми. Потом замерить расстояние между центрами ножек линейкой. Седло нужно выбирать так, чтобы при посадке седалищные кости располагались как можно ближе к краям, но ни в коем случае не свисали с боков. Самая распространенная ширина боле менее спортивных седел — 130 — 145 мм.
(2430)